Оставить заявку
на участие!

Всероссийский фестиваль семейных династий "Вера. Надежда. Любовь"

Феcтиваль
начал свою работу
2009
телефон горячей линии
+7 (499) 259 22 45
“Высоких слов реченье, не приведёт нас к культу, ведь наше назначенье, всегда стоять у пульта. Вести полки ребячьи, почти ещё незрячие, сквозь тайны арифметики к высотам кибернетики.” Калужская область, Семья Маслевских.
83 региона России

При поддержке:

Партнеры

Мама, это я!
Новости Федерации Regions.ru
Немецкий Имплантологический Центр
Банк Уралсиб
АО Хемофарм А. Д.
Компания "Конфаэль"
Российская газета
СПО ФДО
ООО «Энергософт ИК»
Радиовещательная компания Голос России

В школах появится новый предмет

24 сентября на видеоконференции, которую провёл департамент образования правительства Ярославской области, прозвучала информация об указе президента РФ Дмитрия Медведева о введении в образовательных учреждениях региона нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

По этой программе в качестве эксперимента уже обучаются дети в 12 регионах страны.

В ближайшее время во всех школах области, в том числе и в Угличском районе, должны пройти собрания с тем, чтобы родители и дети определились, по какому из шести предлагаемых направлений курса будут заниматься.

Параллельно этому начнут решаться вопросы финансового, кадрового и методического оснащения нового предмета, корректировки учебных планов.

600 учителей области в октябре-ноябре пройдут обучение по 72- часовой программе на базе института развития образования. Своими знаниями затем они поделятся с коллегами.

Работа предстоит трудная. Курс сложный для понимания не только школьников, но и родителей, и учителей. Много организационных вопросов, которые придётся решать в оперативном режиме, ведь учебный год уже начался.

* * *


В соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 2010 года во всех общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 4-х классах во втором полугодии 2010-2011 учебного года должно быть организовано преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение предмета ведется по 1 из 6 самостоятельных модулей в соответствии с выбором обучающихся и их родителей:

Основы православной культуры
Основы мусульманской культуры
Основы буддистской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религий
Основы светской этики.
Аннотации к модулям прилагаются. Преподавание предмета должно носить исключительно светский, культурологический характер. Обращаем внимание на то, что духовно-нравственное воспитание обучающихся является первоочередной задачей Федеральных государственных образовательных стандартов поколения.

Выбор модуля осуществляется на основе письменного заявления родителей обучающихся на имя руководителя образовательного учреждения.

До 8 октября 2010 года родители обучающихся должны подать письменное заявление на имя руководителя образовательного учреждения о выборе обучающимся конкретного модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Департаментом образования Ярославской области будет орга-низована централизованная закупка учебных пособий для всех обучающихся за счет средств регионального бюджета.

После родительских собраний и выбора направления обучения должна быть организована работа по разъяснению обучающимся особенностей каждого из модулей.

Подробная информация о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и ходе его апробации в субъектах Российской Федерации размещена на сайте www.orkce.ru.

Аннотация к учебным модулям курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Харитонова Л.А.
Старший преподаватель
кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО
Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлено на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих стержень религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества. В результате изучения курса у обучаемого формируется системное представление о той духовной тради¬ции, которую он избрал в качестве пред¬мета изучения. Изучение курса направлено на развитие способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Курс изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени школы, дополняя обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», и предваряя начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Его содержание знакомит с религией как частью культуры многонационального народа России.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» является комплексным и состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры»;
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики».
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

Отечество
семья
культурная традиция.
Для каждого из 6 модулей курса разработаны учебные пособия.

1. Основы православной культуры.

Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Содержание учебника открывает учащимся мир духовных и нравственных ценностей Православия, актуализирует социальный опыт ученика, расширяет и конкретизирует близкие и понятные категории: Родина, российский народ, семья, родители.

Основные содержательные линии учебника:

Введение в православную духовную традицию
Священное писание и Священное предание
Православие в России
Автор учебника отмечает, что задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан, основная задача изучения курса в том, чтобы привить детям навыки нравственного самоанализа, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, научился бы реагировать на боль своей совести, научился бы задавать вопросы совести. Различить, где добро, а где зло, хорошее и плохое, полезное и вредное помогают духовные традиции, к которым относятся ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России автор относит: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

2. Основы исламской культуры.

Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Учебник состоит из двух основных разделов. В первом детям рассказывается о сути ислама. Второй раздел учебника рассказывает об особенностях жизни мусульман в России: о праздниках, обычаях, о том, как мусульмане понимают свои моральные обязанности в исламской семье, какое отношение существует в семьях к детям и родителям.

Авторы учебника вводят ребенка в мир нравственных ценностей через анализ конкретной ситуации, народные предания и притчи, примеры истории и поступки людей. В учебнике приводятся примеры служения Отечеству. Мусульмане были в рядах защитников России в 1812 году, самоотверженно защищали Родину в войне 1941-1945 гг. Навеки вписано в историю имя Мусы Джалиля, который, оказавшись в фашистских застенках, создавал поэтические произведения, полные мужества и отваги.

Основные содержательные линии учебника:

введение в исламскую духовную традицию
качества пророка Мухаммеда
обязанности мусульман
3. Основы буддийской культуры.

Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Учебник в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Авторы рассматривают проблемы отношения человека к природе, ценности жизни, знакомят с памятниками буддийской культуры. Названия параграфов учебника отражают основное содержание курса: «Принцип ненасилия», «Любовь к человеку и ценность жизни», «Путь духовного совершенствования», «Буддийские святыни», «Буддийские ритуалы и обряды» и т.д.

Основные содержательные линии учебника:

Будда и его учение
Буддийский священный канон
Любовь к человеку и ценность жизни
4. Основы иудейской культуры.

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Учебник знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает её значение в формировании личности и поведения верующего человека.

Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие. Детям говорится о необходимости бережного отношения людей друг к другу. Разъясняется, что словесные унижения и оскорбления Талмуд ставит в один ряд с таким преступлением как убийство.

Основные содержательные линии учебника:

Тора - главная книга иудаизма
патриархи еврейского народа
добро и зло
В учебник включены темы:

Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией;
Еврейский календарь;
Еврейские праздники: их история и традиции;
Ценности семейной жизни в иудейской традиции;
Любовь и уважение к Отечеству и др.
5. Основы мировых религиозных культур.

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

В учебнике с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Общий характер курса отражен в названии и содержании параграфов: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Искусство в религиозной культуре», «История религий в России», «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Это оптимальный вариант знакомства детей с различными религиозными учениями. Учебник знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями, что содействует воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта.

Основные содержательные линии учебника:

Культура и религия
Человек в религиозных традициях мира
Искусство в религиозной культуре

6. Основы религиозных культур и светской этики.

Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Содержание учебника знакомит учеников с теми нормами и правилами поведения людей, которые приняты в поликонфессиональном, полиэтническом, поликультурном российском обществе. В данном курсе впервые начинается знакомство детей с основополагающим документом, определяющим нормы и правила жизни нашего общества, – Конституцией Российской Федерации. Учебник направлен на воспитание юных россиян в системе норм и правил, выработанных обществом, что отражается в названии и содержании параграфов: «Россия - наша Родина», «Культура и мораль», «Свобода и ответственность», «Моральный долг», «Справедливость». Содержание учебника иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Обучение начинается с общего для всех урока «Я гражданин России».

Основные содержательные линии учебника:

ценность родства и семейные ценности.
честь и совесть. Дворянский кодекс чести.
государство и мораль гражданина.

Ссылка на источник: http://uglich.ru/news/?newsid=7184